Армения производит одни из самых интересных вин в мире
Виноградные лозы в Армении старые. Фактически, некоторые из них очень старые, им 150 лет, и тем не менее они все еще более чем пригодны для производства винограда для вина.
Последние десять лет Кристина Маргарян, руководитель отдела исследований геномики растений Института молекулярной биологии Армении, каталогизирует утраченные и находящиеся под угрозой исчезновения местные сорта в каждой деревне и винограднике Вайоцдзорского региона Армении.
«Интервью с фермерами и письменные записи, сохраненные в местных муниципалитетах и церквях, показывают, что там есть 100-летние и даже более старые виноградники», — говорит Маргарян. На данный момент она задокументировала около 3000 генотипов, 300 из которых считаются отдельными сортами. Чтобы идентифицировать виноград, ее группа тесно сотрудничает с Институтом Юлиуса Куна в Германии, который размещает одну из крупнейших баз данных генетических ресурсов винограда в мире.
Когда Армения стала частью Советского Союза в 1922 году, виноделие перешло в коллективное хозяйство, где виноград выращивался исключительно для производства бренди и десертного вина . Но некоторые старые виноградники, часто на большой высоте, остались необработанными — и поэтому были сохранены для новых поколений, которые возродят отрасль десятилетия спустя в независимой Республике Армения.
Проект «Старая виноградная лоза»
Виноделы Артем Парсегян и Комидас Мерджанян присоединились к Trinity Canyon Vineyards в 2016 году и сразу же начали экспериментировать с различными древними сортами. В 2020 году они нашли необработанный сад площадью 2,2 акра, заполненный фруктовыми деревьями, кустарниками и виноградными лозами сорта Арени. Владелец, которому было за семьдесят, рассказал виноделам, что виноградник посадил его дедушка; ему было не менее 120 лет, и он был одним из самых высоких в регионе, на высоте почти 5000 футов над уровнем моря.
«Одним из преимуществ виноградарства в Армении является эффективное вертикальное выращивание винограда», — говорит Парсегян. «Это позволяет выращивать виноградники в одном и том же небольшом месте, но на очень разной высоте». И эти различия в терруаре на таких небольших территориях позволяют винам иметь особую сложность.
Два винодела придумали разные этикетки для своих вин (которые производятся в Trinity Canyon), оба подчеркивая концепцию одного виноградника. Название вина Мерджаняна, Dzon, является данью уважения началу традиций виноделия. Название вина Парсегяна, Hazarvaz, буквально переводится как «тысяча лоз» — столько виноградных лоз у него в винограднике. «Мы всегда говорим, что виноделие у нас в ДНК. Артем и я хотели вернуться и возродить эту историю и наследие с помощью этих старых виноградных лоз», — говорит Мерджанян.
Восстановление прошлого
Татевик Габриелян и Жан Поль Берже основали компанию Krya Wines в родном селе Татевик, Вернашен, после совместного обучения виноделию в Швейцарии. В 2017 году с помощью отца Татевик пара начала приобретать виноградники. Это было непросто — после приватизации земли в 1991 году небольшой участок или даже отдельные ряды виноградных лоз могли иметь нескольких владельцев. Пара наконец смогла купить небольшой виноградник с двумя участками с лозами пятидесятипяти и семидесятипятилетнего возраста. «Лозы были в очень плохом состоянии. Все советовали нам их выкорчевать и пересадить. Но мы хотели сохранить старые сорта и посмотреть, на что они способны», — вспоминает Габриелян.
Реконструкция виноградника заняла четыре года, но в результате был получен первый урожай красного Арени Нуар, а также пяти местных сортов белого винограда: Воскехат, Мсхали, Чилар, Белый Арени и Хатун Харджи. Их Арени Нуар имеет ноты лесных ягод, спелой вишни и оттенки ванили; местный белый купаж представляет собой бледное, соломенно-желтое вино с ароматами цитрусовых и свежей груши. Затем, в 2022 году, пара также начала свой проект «Poqr Krya» (по сути, маленькая Krya), чтобы помочь соседним небольшим виноградникам с их урожаями и производить более доступную линейку вин, также представляющую наследие региона.
Возвращение виноделия в город
В 19 веке в столице Армении Ереване было почти 200 погребов, обслуживающих путешественников. Винодельня Norqi Keghar , одна из четырех, которые сохранились, была основана в 1877 году Ованесом Дердзакяном, сиротой, пережившим Геноцид армян. Его усыновила местная пара, владевшая землей в Норке, одном из старейших районов города, и в конечном итоге посадила там пять акров местного сорта Воскеат, а также построила дом и погреб. В 1920-х годах он был вынужден передать виноградник Советам; он оставил только 150-летние лозы сорта Хачабаш, которые росли у него на заднем дворе. Но в 2019 году его внуки вместе с двумя близкими друзьями решили, что они должны снова делать вино, используя оставшиеся старые лозы и собирая урожай старых лоз также в регионах Вайоц Дзор, Арагацотн и Армавир.
«Мы решили вдохнуть в эту историю глоток свежего воздуха», — говорит Арцрун Петросян, один из соучредителей Norqi Keghar. «Это был образ жизни наших предков, но ему никогда не позволяли достичь уровня, который они имеют, скажем, во Франции. Но с этим проектом мы пытаемся это изменить».
Винодельня Norqi Keghar Winery производит от 80 до 100 бутылок этого древнего хачабаша, выдерживая его в 150-летних глиняных амфорах в идеально сохранившемся погребе. Недавно они также приобрели соседнюю винодельню, построенную в 1881 году.
По общему признанию, рынок вин, произведенных из этих древних лоз, в основном внутренний — объемы очень малы, а мировая осведомленность о различных сортах, которые здесь растут, минимальна. Артем Парсегян и Комидас Мерджанян экспортируют небольшое количество во Францию и Россию, а также планируют открыть представительство в Бразилии. Krya Wines пока есть в России и Эстонии. Но, возможно, это причина для любителей вина добавить Армению в свой список направлений, куда я когда-нибудь поеду.
Комментарии
Отправить комментарий